|
Спектакли, поставленные А.Чичинадзе в разные годы
|
ЗОЛУШКА. Бапет в 3-х действиях. Музыка С.Прокофьева, Либретто Н.Волкова и А.Чичинадзе. Художник - Э.Стенберг. Постановки - Варшавский Большой театр; Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Премьера в Москве - 22 ноября 1971 г.(Дирижер - Д.Китаенко). Балет возобновлялся в Москве в 1980, 1983, 1993 гг. Находился в репертуаре Музыкального театра до 1994 г.
Исполнители главных партий: Золушка - М.Дроздова, В.Бовт, Г.Крапивина, С.Смирнова, Л.Рыжова, Н.Ледовская, Т.Чернобровкина, Н.Крапивина; Принц - В.Петрунин, В.Тедеев, М.Крапивин, В.Лантратов, Д.Забабурин, А.Глазшнейдер, О.Кожанов; Фея - Э.Власова, С.Афанасьева, В.Собцева, М.Левина, А.Ханиашвили, С.Цой, М.Иванова.
"Публика сразу полюбила спектакль, и недаром. Красочная, насквозь танцевальная постановка выдержана в традициях отечественного классического балета. многочисленные групповые ансамбли Времен года и дворцовых сцен, малые ансамбли в виде трио Мачехи и Сестер, квартета Сестер и Кавалеров, танцев Феи с ожившими свечами, изобретательно сочиненные адажио Золушки и Принца, сольные вариации главных персонажей - все выстроено на лексике танца классического и требует высокого профессионализма исполнения".
Суламифь Мессерер ("Музыкальная жизнь" № 9, 1972 г.)
"Сохранив своеобразную прокофьевскую улыбку, окрашивающую все происходящее на сцене, мы старались прежде всего подчеркнуть основную тему балета: человек должен бороться за свое счастье".
Алексей Чичинадзе ("Советская музыка" № 3, 1980 г.)
СЮИТА ИЗ БАЛЕТА "ГАЯНЭ". Одноактный балет. Музыка А.Хачатуряна. Либретто А.Чичинадзе. Художник - М.Соколова. Постановки: Московский музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (Премьера - 3 ноября 1972 г.); Берлинский театр "Комише опер" (Премьера - 1979 г.) Находился в репертуаре Музыкального театра до 1989 г. Исполнители главных партий в Московском спектакле: Гаянэ - М.Дроздова, С.Афанасьева, Г.Крапивина, М.Левина, С.Цой; Армен - В.Тедеев, Ю.Григорьев, В.Петрунин, В.Лантратов, В.Артюшкин; Нуннэ - А.Гайсина, О.Красина, А.Кравец, Н.Ревич, Т.Транквелицкая, Е.Голикова, Н.Ледовская, Л.Рыжова; Карен - М.Крапивин, В.Федянин, Т.Файзиев, В.Саркисов.
"На мой взгляд, этот яркий балет, поставлнный народным артистом РСФСР и заслуженным деятелем искусств Грузии А.Чичинадзе, пожалуй, единственный в своем роде. Его танцевальный язык и хореографическая партитура глубоко разрабатывают элементы и характер народных танцев русских. армян, грузин. курдов. Балетмейстер широко применяет хореографическую полифонию, достигая этим динамичности, многоцветности зрелища".
Махмуд Эсамбаев ("Советская культура" от 11 июля 1989 г.)
КОППЕЛИЯ. Балет в 3-х действиях. Музыка Л.Делиба. Новое либретто А.Агамирова и А.Чичинадзе. Постановки: Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (художник -Э.Стенберг), Детский музыкальный театр под х/р Н.Сац (художник -С.Бенедиктов). Премьера в Мос. муз.театре - 1975 г.(находился в репертуаре до 1983 г.); в театре под х/р Н.Сац - в 1992 г. Исполнители главных партий в спектакле Моск.муз.театра: Сванильда - М.Дроздова, В.Собцева, Г.Крапивина, Л.Рыжова; Франц - В.Тедеев, В.Федянин, М.Крапивин, В.Петрунин, В.Лантратов; Коппелиус - Ал.Домашев, В.Кириллов, В.Саркисов; Лотар - Ю.Григорьев, О.Егоров, В.Ильин.
"Спектакль отходит от традиционного толкования. Коппелиус здесь - не фантаст, одержимый мечтой оживить куклу, как это было, например, в известной постановке А.Горского, а ловкий хозяин странствующего балагана. В новой постановке артисты получили возможность продемонстрировать не только свое хореографическое, но и драматическое мастерство. Словом, создан увлекательный спектакль"
Викторина Кригер ("Правда", 1975 г.).
"Осуществляя новую версию "Коппелии", мы решили придать ее героям сходство с персонажами другой сказки Гофмана - "Принцессы Брамбиллы". Попутно возникла идея отразить в балете конфликт (реально существовавший в истории Австро-Венгрии) между венграми и в то время их захватчиками - австрийцами, памятуя о том, насколько сильна в музыке сочинения венгерская "струя".
Алексей Чичинадзе ("Советская музыка" № 3, 1980 г.)
СТЕПАН РАЗИН. Балет в 3-х действиях. Музыка Н.Сидельникова. Либретто А.Чичинадзе по мотивам одноименного романа С.Злобина и киносценария М.Горького. Балет поставлен в Московском музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.и.Немировича-Данченко. Художник - М.Соколова. Премьера - 26 декабря 1977 г. Последний спектакль состоялся 21 января 1985 г. Исполнители главных партий: Степан Разин - В.Тедеев, Ю.Григорьев, В.Кириллов, В.Лантратов; Марья - М.Дроздова, Э.Власова, А.Артюшкина(Ханиашвили), Н.Трубникова, Л.Рыжова (вошла в спектакль по срочной замене, подготовив партию за 1 день); Мейран - Л.Рыжова, М.Левина, А.Кравец; Микола - В.Петрунин, Ал.Домашев, А.Панасюков, В.Федянин, Л.Вариченко.
"А.Чичинадзе создал спектакль реалистический, волнующий своей правдой.Обратившись к неиссякаемому источнику русского фольклора, он обогатил им танец классический. Хороши девичьи хороводы, танцы казачьей вольницы, монологи Степана. Особенно удались дуэты-диалоги. Сочинены они изобретательно, причем эффектные движения и поддержки здесь не самоцель (как частенько бывает), а средство для раскрытия человеческих переживаний, психологии действующих лиц".
Ростислав Захаров ("Правда" от 21 января 1978 г.).
ШАКУНТАЛА. Балет в 3-х действиях. Музыка С.Баласаняна. Либретто Б.Зданевича, А.Карпова, А.Чичинадзе по мотивам драмы Калидасы. Балет поставлен в Московском музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Художник - А.Лушин. Премьера - 28 июля 1979 г. Спектакль находился в репертуаре до 1985 г. Исполнители главных партий: Шакунтала - М.Дроздова, Л.Рыжова, Г.Крапивина, С.Цой; Душьянта - В.Тедеев, В.Петрунин, В.Кириллов, В.Артюшкин; Дурваса - Ю.Григорьев, Ал.Домашев.
"Шакунталу" Калидасы, содержащую, согласно канонам древнеиндийского театра, в основе своего сюжета сложные и глубокие человеческие переживания, часто справедливо называют "драмой чувств". Эта жанровая характеристика во многом определяет и хореографическую интерпретацию спектакля балетмейстером-постановщиком А.Чичинадзе... Чичинадзе создал отечественный балет об индийской Шакунтале. В его хореографии, решенной в традициях русской и советской балетной классики, естественно использованы канонические движения и позы, близкие свободной пластике индийского танца... Этот своеобразный эстетический сплав, отмеченный печатью таланта и творческой интуиции хореографа, возник в поисках наиболее выразительных средств театра, претворяющих в полной мере глубинную суть древнеиндийской драмы, ее образно-художественный строй".
Мелитина Котовская ("Советская музыка" № 3, 1980 г.).
ДОН КИХОТ. Балет в 3-х действиях. Музыка Л.Минкуса. Либретто М.Петипа в редакции А.Чичинадзе. Хореография А.Горского. Новые танцы поставлены А.Чичинадзе (в том числе Сегидилья, Фанданго, Цыганский танец и др.). Балет поставлен в Московком музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (3-я редакция; 1-я и 2-я редакции осуществлены в Варшавском Большом театре) Художник - М.Соколова. Премьера состоялась в июле 1981 г. Спектакль находится в репертуаре театра. Исполнители главных партий: Китри - М.Дроздова, Г.Крапивина, М.Левина, С.Смирнова, Г.Степаненко, Т.Чернобровкина, Н.Ледовская, Л.Шипулина, Н.Крапивина, О.Кузьменко и др.; Базиль - В.Тедеев, М.Крапивин, В.Кириллов, В.Лантратов, В.Петрунин, А.Дубинин, В.Бондарь, В.Дик, А.Глазшнейдер и др.
"Выступления балетной труппы Московского Академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко получили в Японии самую высокую оценку взыскательной публики и специалистов, пишет выходящая в Токио "Дейли иомиури". Постановка балета "Дон Кихот", продолжает она, отличается блеском, отточенностью, современностью. "Зрители попадают в фантастическую атмосферу классического русского балета". (ТАСС. 30 июля 1987 г.)
РИВАРЕС. Хореографические картины в 2-х частях по мотивам романа Э.Войнич "Овод". Либретто А.Николаева и А.Чичинадзе. Балет поставлен в Московском музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Художник - М.Соколова. Премьера - 25 декабря 1982 г. Спектакль находился в репертуаре до 1985 г.
Исполнители главных партий: Артур, Риварес - В.Тедеев, М.Крапивин; Монтанелли - Ю.Григорьев, О.Захаров; Джемма - М.Дроздова, Г.Крапивина, Л.Рыжова. В 1987 г.на киностудии "Грузия-фильм" была снята телеверсия этого балета. Гл. партии исполнили В.Тедеев и Л.Рыжова.
"Хореограф А.Чичинадзе и балетная труппа Музыкального театра им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко создали один из лучших своих спектаклей последних лет. И хотя либреттисты (А.Николаев и А.Чичинадзе) скромно назвали его "хореографическими картинами", перед нами поразительно емкий и драматургически законченный хореороман, с широко разветвленным психологическим подтекстом".
Тамара Грум-Гржимайло ("Советская Россия" от 20 марта 1983 г.)
ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ. Хореографическая фантазия на музыку П.Чайковского. Либретто А.Чичинадзе и В.Фидлера. Постановки: Московское хореографическое училище (1958 г., выпускной спектакль, в партии Джотто - В.Васильев); Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (1960 г., сохранялся в репертуаре до 1988 г.); Саратовский театр оперы и балета им.Н.Г.Чернышевского (1962 г.); Театр оперы и балета г.Улан-Батор (1963 г.); Тбилисский театр оперы и балета им.З.Палиашвили(1966); Кутаисский филиал Тбилисского театра оперы и балета им.З.Палиашвили (1984 г., новая редакция); Якутский музыкальный театр (1986 г.). Исполнители главных партий в спектакле Московского музыкального театра: Франческа - Э.Власова, В.Бовт, С.Виноградова, Н.Лаврухина, В.Собцева, Л.Рыжова, Г.Крапивина, С.Смирнова, Н.Ледовская и др.; Паоло - М.Салоп, Ю.Григорьев, О.Егоров, В.Пашкевич, Ю.Суворов, В.Петрунин, М.Крапивин, А.Комаров, В.Артюшкин, А.Дубинин, В.Бондарь и др.; Джотто - В.Чигирев, Ю.Трепыхалин, В.Тедеев, Ал.Домашев, А.Панасюков, В.Кириллов, Д.Ерлыкин, С.Баранов, В.Саркисов и др.
ПОЭМА ("ПАМЯТЬ"). Одноактный балет на музыку 2-й симфонии С.Цинцадзе. Либретто А.Чичинадзе. Постановки: Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (Премьера - 31 марта 1964 г., спектакль находился в репертуаре до 1977 г.); Тбилисский театра оперы и балета им.З.Палиашвили (1966 г.); Кутаисский филиал Тбилисского театра оперы и балета им.З.Палиашвили (1985 г., новая редакция балета под названием "ПАМЯТЬ"). Исполнители главных партий в Московском спектакле: Девушка - М. Редина, Э.Власова, В.Бовт, Г.Крапивина, Е.Бендель; Юноша - Ю.Григорьев, А.Николаев, В.Петрунин, Т.Файзиев.
"Балет характеризуют емкость, сжатость, лаконизм образности. Здесь налицо стремление к монументальности. И насколько позволяет специфика коллектива, ограниченный состав кордебалета, хореограф максимально использует все возможности для создания волнующего проникновенного зрелища".
Галина Челомбитько ("Советский балет" № 1, 1986 г., из рецензии на спектакль Кутаисского театра).
ИОЛАНТА. Лирическая опера в двух действиях. Музыка П.Чайковского. Либретто М.Чайковского. Постановки: Московский музыкальный театр им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко (1966 г., художник - А.Лушин), Кутаисский филиал Тбилисского театра оперы и балета им.З.Палиашвили (1987 г.). Исполнители главных партий в Московском спектакле: Иоланта - В.Громова, В.Каевченко, Г.Писаренко, Т.Калистратова, Г.Кузнецова, Л.Черных, Л.Казарновская, Л.Штанько, Г.Симкина и др.; Водемон - Н.Гуторович, А.Мищевский, Ф.Дубровский, И.Джафаров, В.Осипов, В.Марутаев, В.Таращенко и др.; Роберт - О.Кленов, Я.Кратов, Л.Екимов, А.Лошак, А.Кичигин и др.; Король Рене - Э.Булавин, Л.Болдин, Е.Максименко, Л.Зимненко, В.Маторин и др.
"В этом спектакле четко выражена мысль режиссера. он подчинил все компоненты спектакля выразительному пластическому решению партитуры Чайковского. Здесь и глубокая драматическая мотивировка, и эмоциональность в раскрытии музыкальной и тончайшей сценической разработки образов... Хочу подчеркнуть профессионализм Алексея Чичинадзе, известного балетмейстера. который принес нсомненную пользу и спектаклю. и оперному коллективу театра уже в качестве режиссера-постановщика..."
Ольга Лепешинская (Интервью газете "Советская Россия" 18 мая 1989 г.)
ПИКОВАЯ ДАМА. Опера в 3-х действиях. Музыка П.Чайковского. Либретто М.Чайковского. Режиссер-постановщик Л.Михайлов, Музыкальный руководитель и дирижер Д.Китаенко, Худжник Н.Золотарев, Постановщики танцев А.Чичинадзе и А.Николаев. Премьера - 25 декабря 1976 г. в Московском музыкальном театре им.К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Спектакль возобновлялся в 1988, !991, 2007 гг. и в настоящее время находится в репертуаре театра. Исполнители главных партий: Герман - В.Осипов, Графиня - Н.Исакова, Лиза -Н.Авдошина, Елецкий-Л.Екимов, Томский -О.Кленов. Исполнители танцев во 2 д: Смерть - А.Артюшкина(Ханиашвили), Г.Шахворостова, А.Головко, М.Иванова и др. Амур - В.Кузин, Н.Смирнов, А.Григорьев и др. Пан - В.Саркисов, А.Панасюков и др. Вакханка - О.Волковая, Н.Трубникова, А.Анучина и др. Флора - Е.Бендель, Н.Чичерова и др. Аполлон - В.Кокорев, Ю.Пузаков, С.Лапин, В.Марар, А.Барсегян и др. 3 д.: Молодой гусар - О.Микрашевский, О.Захаров, Ан.Домашев и др.
Вернуться на Главную
|